zen convent.ru Архив РосКонов roscon_talk roscon
 
 

Златые цепи для всех дубов

Фантастическая пушкиниана: пропущенные сюжеты (замыслы, рисунки, черновики), вскользь упомянутые на прошлых «Росконах», но не рассмотренные подробно.

 

…Несколько слов о «попаданцах». Если внимательно прочитать сохранившийся черновик «Сцен из рыцарских времен» и сопоставить его со знаменитой «Сценой из Фауста» (не находящей, кстати, никаких соответствий ни у Гёте, ни у других авторов фаустианы), то становится ясно многое. И среди этого многого — удивительнейший образец путешествия доктора Фауста по времени: сначала где-то на полвека назад, потом — на целых два века и, наконец, «всего» на век от собственного времени. Именно в такой последовательности! Плюс еще его визиты в «параллельный мир» целых двух легенд, об изобретении книгопечатания и изобретении пороха. Это можно было бы счесть обычной условностью, окажись основной мир «Сцен» столь же условен. Но как раз он-то до странности четко привязан к своему месту и времени.

 

…Два сна, купеческой дочери Наташи (из явно допетровской Руси) и провинциальной барышни Татьяны, окруженной фактически допетровским миром русской деревни — что между ними общего? Не только погружение в некую параллельную реальность, населенную монстрами из фольклора и «книжных» легенд, но и заглядывание в будущее. По сути, в обоих случаях мы видим «гадание на жениха», пропущенное через фантастический светофильтр.

 

…Считается, что по крайней мере замысел неосуществленной поэмы «Влюбленный бес» нам известен в прозаическом пересказе. Вместе с тем отдельные стихотворные наброски и, паче того, авторские зарисовки (за один из них, «Автопортрет в образе игуменьи», Пушкин запросто мог схлопотать «двушечку») указывают на абсолютно иной сюжет, гораздо более масштабный — и жуткий. Не говоря уж о том, что когда оба этих замысла соприкасаются, то в точке пересечения возникают отсылки к самым разным пушкинским вещам: «Домику в Коломне», «Медному всаднику» (и другим историям со «зловещей статуей»), «Пиковой даме»… да уж и «Евгению Онегину». А еще, по-видимому, к тому эпизоду, который так и не попал в «Маленькие трагедии». К путешествию Фауста в ад.

 

…Пушкин эту линию развивать не стал. Однако трудно не увидеть ее инфильтрацию в лермонтовского «Демона» и в два таких, казалось бы, противоположных произведения Гоголя, как «Страшная месть» и «Шинель».

 

…Не так давно один представитель боллитры, Анатолий Королев, попытался реконструировать «пушкинский прототип» этого произведения, почти неразличимый сквозь последующие напластования. Пожалуй, эта попытка оказалась скорее смелой, чем удавшейся — но одно несомненно: получилась фантастика…

 

…Судя по воспоминаниям современников, на литературных «посиделках» у князя Урусова неоднократно имели место такие эпизоды: «Бывало, всё общество соберется вечерком кругом большого круглого стола, и Пушкин поразительно увлекательно переносит слушателей своих в фантастический мир, населенный ведьмами, домовыми, лешими, русалками и всякими созданиями народного эпоса». Ключевые слова тут — «фантастический мир».

 

…О «Гавриилиаде» сказано уже достаточно. Но ведь у Пушкина существовал еще один замысел… нет, не на ту же тему, но пара действующих персонажей должна была переместиться именно оттуда. Бумаге его Пушкин не доверил — и слава богу: тут «двушечкой» бы не отделаться.

 

…Мы уже пытались вычислить мотивацию Балды исходя из польского «протосюжета». Но если присоединить к нему еще и литовский, то сюжет, возможно, обретет дополнительное измерение. Мог ли быть с ним знаком Пушкин? Вполне: он уделял большое внимание литовским легендам...

 

…Итак, два фантастических дерева. Историю о первом Пушкин мог относить к жанру, как сказали бы сейчас, «исторического фэнтези» (18+). Но вот «Анчар» он явно квалифицировал как НФ!

 

…Как минимум единожды Александр Сергеевич решил заняться футурологией, заглянув аж в XXIV в. Он это сделал не совсем всерьез, однако некоторые даже слишком хорошо известные ему современники такие «путешествия во времени» предпринимали регулярно, это была заметная деталь тогдашнего литературного ландшафта...