Аннигиляция двух коммунизмов и братья Стругацкие
Представления о мире, в котором хотелось бы жить, и о степени реализуемости мечты, о степени достижимости желанного мира играют важнейшую стабилизирующую (или дестабилизирующую) роль в обществе.
В течение многих тяжких и героических десятилетий такие представления в нашей стране сводились к понятию коммунизма. Однако любое вновь возникающее понятие несет на себе (точнее, в себе, внутри себя, да так, что при поверхностном взгляде это порой незаметно) сильнейший отпечаток культурной традиции. Европейское представление о коммунизме возникло как наследие утопий Платон, Мора, Кампанеллы. Позже именно оно было перенесено в Россию вместе со всеми ценности европейской культуры, поскольку к этому моменту наша культура еще не выработала никакого нерелигиозного, посюстороннего образа идеального мира. Фактически этим занялись с огромным опозданием только советские фантасты, самыми яркими представляли которых являлись братья Стругацкие. И самым ярким оказалось для нас созданное ими представление о коммунизме. Они описали именно тот коммунизм, который был для нас желанен. Однако он возник совсем из иной культурной традиции — религиозно-православной. Именно поэтому он и оказался столь притягательным. Именно его много раньше и выработала бы самостоятельно наша культура, если бы ей дали время. Именно за такой коммунизм люди в течение полувека отдавали силы и жизни. Большевистские руководители, сами того не сознавая, строили европейский коммунизм, люди, трудившиеся во имя его, сами того не сознавая, мечтали о совсем другом. Два коммунизма, выросшие из совершенно разных культурных традиций, столкнулись в нашей культуре и взаимно уничтожили друг друга.
Европейская традиция предполагала совершенно определенные способы критически важного для всего дальнейшего момента начала построения коммунизма. Интересно посмотреть, а что по этому вопросу говорили наши фантасты?
Докладчик Доктор исторических наук, писатель-фантаст Вячеслав Рыбаков